СВЧ - терапия (микроволновая терапия) - Операции и процедуры - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

СВЧ - терапия (микроволновая терапия)

СВЧ-терапия (микроволновая терапия) – это использование электромагнитного поля сверхвысокой частоты в лечебных целях. Глубина проникновения волн в ткани 9-13 см. Биологическое действие микроволн – образование внутритканевого тепла. Повышение температуры в зоне поглощения энергии раздражает сегменты спинного мозга и гипофиз, включаются различные уровни реагирования, в том числе через гуморальные системы. Расширяются кровеносные сосуды, ускоряется кровоток, изменяются обменные процессы и общий тонус организма, что оказывает болеутоляющее и противовоспалительное действие. При воздействии на область надпочечников стимулируется выработка гормонов АКТГ (адренокортикотропных гормонов).

Микроволновая терапия показана при:

Противопоказания к назначению микроволновой терапии те же, что и для других видов высокочастотной терапии, кроме того, тиреотоксикоз, катаракта, глаукома.

Метод электролечения, основанный на воздействии на больного электромагнитных колебаний с длиной волны от 1 мм до 1 м (или соответственно с частотой электромагнитных колебаний 300-30000 МГц). В лечебной практике используют микроволны дециметрового (0,1-1 м) и сантиметрового (1-10 см) диапазонов и в соответствии с этим различают два вида СВЧ-терапии: дециметроволновая (ДМВ-терапия) и сантиметроволновая (СМВ-терапия). Микроволны занимают промежуточное положение между электромагнитными волнами ультравысокочастотного диапазона и инфракрасными лучами. Поэтому по некоторым своим физическим свойствам они приближаются к световой, лучистой энергии. Они могут, как свет, отражаться, преломляться, рассеиваться и поглощаться, их можно концентрировать в узкий пучок и использовать для локального направленного воздействия.

Попадая на тело человека, 30-60 % микроволн поглощается тканями организма, остальная часть отражается. При отражении микроволн, в особенности тканями с различной электропроводностью, поступающая и отраженная энергия могут складываться, что создает угрозу местного перегрева тканей.

Часть поглощенной тканями энергии микроволн переходит в тепло и оказывает тепловое действие. Наряду с этим имеет место и специфический осцилляторный эффект. Он связан с резонансным поглощением электромагнитной энергии, так как частота колебаний ряда биологических веществ (аминокислот, полипептидов, воды) близка к диапазону частот микроволн. Вследствие этого под влиянием микроволн повышается активность различных биохимических процессов, образуются биологически активные вещества (серотонин, гистамин и др.).

Под влиянием микроволновой терапии происходит расширение кровеносных сосудов, усиливается кровоток, уменьшается спазм гладкой мускулатуры, нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, ускоряется прохождение импульсов по нервному волокну, изменяется белковый, липидный, углеводный обмен.

Микроволновая терапия стимулирует функцию симпатико-адреналовой системы, оказывает противовоспалительное, спазмолитическое, гипосенсибилизирующее, обезболивающее действие.

Имеются некоторые различия в действии микроволн дециметрового и сантиметрового диапазона. Энергия СМВ проникает в ткани на глубину 5-6 см, а ДМВ - на 1012 см. При действии СМВ теплообразование больше выражено в поверхностных слоях тканей, при ДМВ оно происходит равномерно как в поверхностных, так и в глубоких тканях.

Волны дециметрового диапазона благоприятно влияют на состояние сердечно -сосудистой системы - улучшается сократительная функция миокарда, активизируются обменные процессы в сердечной мышце, снижается тонус периферических кровеносных сосудов. Наиболее выраженная благоприятная динамика отмечается при воздействии на область надпочечников.