Короткоимпульсная электроаналгезия (чрескожная электронейростимуляция) - Операции и процедуры - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Короткоимпульсная электроаналгезия (чрескожная электронейростимуляция)

Короткоимпульсная электроанальгезия (чрескожная электронейростимуляция, сокращенно ЧЭНС) – это особая процедура в физиотерапии, которая, как следует из ее названия, снимает боль на определенных участках тела с помощью воздействия на эти участки короткими импульсами тока (20500 мкс) с частотой, регулируемой в пределах 2 – 400 Гц. На частотах в районе 50 – 70 Гц обезболивающее действие оказывается при хронических болях (нарушения деятельности внутренних органов и мочеполовой системы) благодаря тому, что стимулируется эндорфинная система надпочечников, органов пищеварения и половых желез. На более высоких частотах от 100 до 200 Гц обезболивающий эффект гораздо более сильно выражен и сопровождается спазмолитическим и противовоспалительным действием.

Такой (анальгезирующий) эффект достигается благодаря тому, что под воздействием электрических импульсов периферические рецепторы, в числе которых есть и болевые, снижают свою чувствительность, то есть общая чувствительность к боли на обрабатываемом участке становится меньше. Болевые импульсы проходят по нервным волокнам не так интенсивно, поскольку в тканях мозга образовываются особые нейромедиторы – эндорфины, снижающие болевую чувствительность (их зачастую называют «гормонами счастья»), позволяя организму игнорировать неприятные ощущения. Наряду с этим подобный вид воздействия усиливает локальный кровоток и запускает в действие защитные свойства тканей, что также приводит к подавлению болевого синдрома. При этом параллельно происходит рассасывание отеков, освобождение от сдавливания нервных стволов, восстановление нормального питания тканей и естественного кровообращения, что также способствует устранению причины возникновения болей.

Эффект от прохождения процедур электроанальгезии достигается непосредственно во время их проведения, результатом становится утихание острых болей и менее ярко выраженное ослабление хронического болевого синдрома на протяжение еще 1 – 4 часов после завершения сеанса. Повторные процедуры электроанальгезии еще более заметно снижают интенсивность болезненных ощущений и в некоторых случаях приводят к купированию болевого синдрома.

• ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ И ГЛУБИНА ПОГЛОЩЕНИЯ

Длительность и частота токов соизмерима с продолжительностью и частотой нервных импульсов. Противоболевой эффект объясняется с позиций "воротной теории боли", согласно которой нейронный механизм задних рогов спинного мозга действует как "ворота", которые могут регулировать поток нервных импульсов от периферических нервов в ЦНС.

• ПЕРВИЧНЫЕ БИОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
  1. Активируются нейроны противоболевых структур, выделяются эндорфины, что тормозит болевую импульсацию.
  2. Токи вызывают фибрилляцию гладких мышц артериол и поверхностных мышц кожи, активируют процессы утилизации в ней брадикинина, ацетилхолина и гистамина, выделяющихся при болевом синдроме.
  3. Усиливается локальный кровоток, местные обменные процессы, уменьшается периневральный отек с восстановлением тактильной чувствительности в зонах локальной болезненности.
  • ЛЕЧЕБНЫЕ ЭФФЕКТЫ:
  1. анальгетический,
  2. местный вазоактивный,
  3. местный трофический.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ КОРОТКОИМПУЛЬСНОЙ ЭЛЕКТРОАНАЛЗЕЛГИИ:

1. болевые синдромы при поражении периферических нервов (невралгии, невриты, плекситы, радикулиты),
  2. опоясывающий лишай,
  3. фантомные и каузалгические боли,
  4. анальгетический компонент в общей комбинированной анестезии.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ КОРОТКОИМПУЛЬСНОЙ ЭЛЕКТРОАНАЛЗЕЛГИИ

1. острые боли висцерального происхождения (приступ стенокардии, инфаркт миокарда, почечная колика, хирургические манипуляции),
  2. кардиостимулятор,
  3. беременность,
  4. энцефалит,
  5. арахноидит.
  • ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР:

Локализация электродов.

Гомолатеральная (электроды только на пораженной стороне), контралатеральная (на противоположной стороне симметрично болевому участку - реперкуссивный эффект) и билатеральная (электроды с двух сторон) электроанальгезия.

Параметры токов.

Импульсы тока 5-10 мА, следующие с частотой 40-400 имп./с вызывают быструю гипоальгезию соответствующего метамера через 2-3 мин. от начала воздействия в течение 1 часа. Импульсы тока 15-30 мА, с частотой 2-12 имп./с вызывают гипоальгезию не только соответствующего метамера, но и соседних метамеров, через 15-20 мин. от начала воздействия.

Дозирование: по амплитуде, частоте и скважности, учитывая ощущения больного - появление гипоальгезии, чувство равномерной неболезненной вибрации.

Методика.

• Периферическая электроанальгезия - электроды располагают в зонах локальной болезненности, точках выхода или проекции нервов и в рефлексогенных зонах.
  • Сегментарная электроанальгезия - электроды в области паравертебральных точек на уровне соответствующего спинномозгового сегмента.

Длительность процедуры: от 20 до 40 мин., 3-4 раз/день (анальгетический эффект однократного воздействия 1-4 часа).

Число сеансов: индивидуально по эффективности купирования болевых ощущений пациента. Повторный курс - через 1 месяц.

Приемы оптимизации

Анальгезия усиливается при воздействии на паравертебральные зоны и области отраженных болей (зоны Захарьина-Геда). Электропунктура - воздействие на биологически активные точки импульсами тока 15-30 мА, с частотой 2-12 имп/с.

Проверка слуха у детей на дому