Гирудотерапия - Амбулаторное лечение - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Гирудотерапия

Гирудотерапия – что это такое?

На протяжении всей истории человечества на земле люди страдали от различных заболеваний. И вместе с изучением болезней искали методы, которые помогли бы исцелиться.

В последние десятилетия нарастающая полипрагмазия - лечение одновременно многим лекарствами сразу и нарастающая аллергизация населения, рост числа осложнений и побочных эффектов фармакотерапии, а так же увеличение числа хронизации многих болезней приводит к поиску других традиционных, так называемых не медикаментозных средств в медицине.

И особое внимание вновь привлекают методы, которые тысячелетиями применялись нашими предками. Один из таких методов – это гирудотерапия – использование медицинских пиявок в лечебных целях, которая с успехом использовалась человечеством в течение всего периода существования.

Применение пиявок с лечебной целью имеет тысячелетнюю историю и уходит корнями в медицину Древнего Египта (1500-300 до н. э.). Из дошедших до нас письменных рекомендаций в этой области наиболее интересными следует считать труды Авиценны (Ибн Сины, 980-1037), в которых подробно описывались используемые с лечебной целью пиявки, давались рекомендации по приставке пиявок и последующему уходу за ранками.

В России всегда использовались пиявки в народной, а в последние 100 лет - и в официальной медицине. На земном шаре существует около четырехсот видов пиявки. К применению в медицине пригодна лишь медицинская пиявка. Для лечения используют только те пиявки, которые выращиваются на биофабрике.

Казалось бы, современный высокий уровень развития фармакологии и неуклонный рост числа новых высокоэффективных лечебных препаратов должны были бы затмить гирудотерапию. Ведь врачу предоставляется возможность проводить целенаправленную терапию, используя лекарства в готовой форме. Однако широкий диапазон благоприятного воздействия гирудотерапии предопределяет ее применение во многих областях практической медицины.

Лечение пиявками широко применяется в терапии, хирургии, неврологии, гинекологии, урологии, эндокринологии, стоматологии, косметологии и других областях.

Однако, важно понимать, что гирудотерпия - это не альтернативный метод лечения общепринятой комплексной терапии вообще, включая и лекарственную терапию, а всего лишь еще один вариант лечения и оказания помощи страдающему человеку. Ведь у каждого метода есть только свои уникальные возможности для исцеления.

Назначение гирудотерапии, обладающей возможностями воздействия на кровообращение и микроциркуляцию ткани, в комплексе с другими методами лечения:

• Способствует более быстрому купированию острых явлений заболеваний;
  • Ускоряет наступление ремиссии хронических патологических процессов;
  • Создает максимально благоприятные условия для адекватной реабилитации;
  • В определенной мере положительно влияет на пострецидивное лечение болезни, повышая адаптационно-компенсаторные способности организма.

Показаниями к назначению медицинских пиявок являются:

• Повышение артериального давления;
  • Воспалительные процессы различной этиологии;
  • Нарушение венозного и лимфатического оттока;
  • Венозный тромбоз, гиперкоагуляция и повышение вязкости крови;
  • Раны, язвы, травмы и иные нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек;
  • Избыточное образование соединительной ткани (рубцы, спайки и др.);
  • Недостаточность иммунологических реакций на местном и системном уровнях.

Если говорить шире, то лечение пиявками показано в следующих областях:

• сердечно-сосудистые заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, инфаркт миокарда, атеросклероз, пороки сердца.
  • гастроэнтерология: гастрит, гастродуоденит, хронический холецистит, панкреатит, цирроз печени, пищевая аллергии.
  • неврология и ревматология: головная боль, головокружение, тремор, мигрень, невроз, радикулиты, артрит, остеоартроз.
  • нефрология и урология: цистит, цисталгия, мочекаменная болезнь, почечная недостаточность, пиелонефрит, простатит, аденома простаты.
  • пульмонология: бронхит, плеврит, пневмония, эмфизема легких.
  • офтальмология: глаукома, воспалительные заболевания глаз.
  • гинекологические заболевания: миома матки, кисты яичников, кольпит, фибромастопатия, эндометрит, эндометриоз, предменструальный синдром, менопауза.
  • дерматолгия и косметологические проблемы: псориаз, угревая сыпь, экземы, варикоз.
  • хирургия: ушибы, кровоподтеки, переломы, травмы, фурункулез, геморрой, варикозное расширение вен.
  • эндокринология: ожирение, сахарный диабет, зоб.
  • оторинолярингология: отит, гайморит, синусит, тонзиллит, фарингиты.

Противопоказания

Противопоказания определяются особенностями действия пиявок на организм человека и достаточно ограничены. К ним следует отнести:

• Заболевания, характеризующиеся склонностью к кровоточивости (геморрагические диатезы);
  • Гемофилию;
  • Продолжающееся кровотечение;
  • Прием постоянно лекарства-антикоагулянта;
  • Выраженную анемию (уровень гемоглобина ниже 100 г/л);
  • Острую язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки и обострение эрозивного гастрита;
  • Кахексию;
  • Онкологические заболевания;
  • Длительную кортикостероидную терапию;
  • Активный туберкулез органов дыхания;
  • Синдром приобретенного вирусного иммунодефицита человека и носители ВИЧ- инфекции;
  • Особенности кожных покровов, со склонностью к развитию келлоидных проявлений и образованию рубцов;
  • Индивидуальную непереносимость пиявок;

Таким образом, спектр применения гирудотерапии очень широк, однако как и показания, так и противопоказания для лечения данным методом определяет только врач-гирудотерапевт непосредственно во время консультации пациента.

Гирудотерапия – эффективный метод лечения целого ряда заболеваний. Но этот метод требует осмысленного подхода к решению вопроса применения медицинских пиявок в каждом конкретном случае.