Рак молочной железы - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Рак молочной железы

Методика самообследования

Выявленный на ранней стадии рак молочной железы значительно легче поддается лечению и имеет благоприятный прогноз при своевременном лечении. Поэтому самообследование является важным компонентом профилактики и раннего выявления заболевания. Проводиться оно должно на 6–12 день менструального цикла: стоя или лежа на спине необходимо ощупать грудь и подмышечные впадины.

Первичные методы диагностики

• Маммография (применение рентгенологического метода) дает весьма высокие диагностические показатели. Достоверность маммографического исследования при подозрении на рак молочной железы составляет 80-90%.
  • Дуктография – метод диагностики с помощью введения контрастного вещества в протоки молочных желез.
  • УЗИ рекомендуется проходить женщинам до 40 лет. Эффективность данного метода для диагностики рака молочной железы по данным разных источников составляет от 60 до 90%.

При малейшем подозрении на возникновение злокачественного процесса в молочной железе необходимо более глубокое обследование: анализ выделений из соска и исследование взятой ткани (пункционная биопсия).

При подозрении на наличие рака молочной железы медицинское учреждение направляет пациентов на полное обследование.

Симптомы рака молочной железы по стадиям

• I стадия

Размер опухоли не более 2 см в диаметре. Отсутствуют регионарные метастазы, также нет прорастания в кожу и окружающую жировую клетчатку.

• IIа стадия

Размер опухоли – 2-5 см в диаметре, прорастания в ткани не происходит совсем или имеет место частичная спаянность с кожей. Метастазов нет.

Основными симптомами рака молочной железы IIа стадии являются

- «симптом морщинистости» - появление неглубоких морщин на коже молочной железы при захвате в складку; морщины перпендикулярны складке,

- «симптом площадки» - появление на коже молочной железы участка с пониженной эластичностью; этот участок кожи не расправляется после даже непродолжительного ущемления.

• IIб стадия

Размер опухоли – 2–5 см в диаметре. Наличие не более 2 метастазов на пораженной стороне груди. Возможны начальные проявления умбиликации.

• III стадия

Размер опухоли – более 5 см в диаметре. Прорастания в кожу и окружающую жировую клетчатку нет.

Симптомы рака молочной железы III стадии:

• симптом умбиликации – втянутая кожа над опухолью;
  • симптом «лимонной корки»;
  • отечность кожи, возможно втяжение соска.

Для этой стадии допускается наличие не более 2 метастазов.

• IV стадия

Опухоль распространяется, поражая всю молочную железу. Могут быть обширные изъязвления, метастазы.

Метастазы

Раковая опухоль молочной железы дает метастазы в различные ткани и органы. Поражение метастазами происходит через молочные ходы, по капиллярам и сосудам. При раке молочной железы метастазы распространяются в подмышечные, подлопаточные, под- и надключичные лимфатические узлы. Отдаленное метастазирование происходит в мягкие ткани, кожу. Метастазы могут поражать печень, легкие, яичники, а также тазовые и бедренные кости.

Лечение рака груди

Современная медицина располагает несколькими тысячами способов лечения больных раком молочной железы. Схема лечения выбирается индивидуально и базируется на ряде факторов.

На I и IIа стадиях рака молочной железы возможно 2 варианта хирургического лечения:

• мастоэктомия или
  • органосохраняющая операция + лучевая терапия.

Больные на IIб и III стадиях подлежат комплексному лечению:

• операция +
  • химиотерапия (у больных до менопаузы) операция +
  • лучевая терапия (в период менопаузы).

Способы лечения

1. Хирургическое лечение.

Оно стоит на лидирующих позициях в лечении рака молочной железы.

• Мастэктомия.

Удаление малой (а в некоторых случаях и большой) грудной мышцы молочной железы, пораженной раком. Также могут быть удалены лимфатические узлы, находящиеся в районе грудины.

• Радикальная секторальная резекция молочной железы.

Позволяет сохранить молочную железу, поскольку удаляется только часть грудных мышц, пораженных опухолью. При секторальной резекции достаточно высок риск возникновения рецидивов. Поэтому после такой операции обычно назначают лучевую терапию.

2. Лучевая терапия.

В лечении рака молочной железы применяется для предотвращения рецидивов в послеоперационный период. Лучевая терапия в предоперационный период призвана снизить степень злокачественности опухоли.

3. Химиотерапия.

Направлена на блокирование распространения метастазов опухоли молочной железы. Химиотерапия во многих случаях помогает понизить стадию рака молочной железы, также улучшает результаты операций и способствует осуществлению контроля за симптомами болезни. Длительность курса химиотерапии при раке молочной железы составляет 14 дней. Повторять курс необходимо каждый месяц.

4. Гормонотерапия.

Эстрогены играют огромную роль в течении рака молочной железы. Именно поэтому гормональная терапия играет заметную роль в лечении.

5. Иммунотерапия.

Поскольку в процессе химио- и лучевой терапии, а особенно при хирургическом вмешательстве иммунологический статус организма понижается, то иммунотерапия призвана повысить защитные силы организма. Для этого применяются различные иммуномодуляторы.