Атопический дерматит - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Атопический дерматит

В настоящее время медики накопили достаточно знаний о том, как лечить атопический дерматит. Необходимо лишь дать им возможность применить все свои знания на практике, для чего достаточно просто обратиться за помощью и не заниматься самолечением.

Симптомы атопического дерматита

Выше были описаны все клинические формы заболевания и указаны особенности, с которыми они протекают. Можно выделить некоторые симптомы, которые в различной степени проявляются в каждой форме, но присутствуют практически у всех пациентов.

• Кожные покровы становятся сухими, часто шелушатся.
  • Нередко пораженные участки имеют красноватую окраску, отекают.
  • Зуд появляется практически всегда, но имеет различную степень выраженности. В отдельных случаях пациенты наносят себе многочисленные расчесы из-за того, что кожа очень сильно чешется. Тяжелее всего переносится зуд детьми, поскольку они не могут терпеть и постоянно чешут проблемную зону, что только усугубляет ситуацию. Взрослый человек понимает, что этого делать нельзя.
  • Вследствие попадания микробов на участки, где кожа повреждена, могут развиваться осложнения в виде гнойничков.
  • Излюбленная локализация сыпи – щеки у детей, сгибательные поверхности суставов, передняя и боковые поверхности шеи, кисти и стопы, лоб, виски.
  • Протекает заболевание волнообразно, в виде обострений и ремиссий. В большинстве случаев состояние пациента ухудшается в холодное время года, поскольку низкие температуры являются одним из факторов риска развития болезни

Диагностика атопического дерматита

Поставить диагноз медики могут только после того, как подробно изучат историю заболевания пациента, клинические проявления и семейный анамнез. Дело в том, что в период обострения атопический дерматит может быть очень похож на обыкновенную аллергию. Проведение проб помогает установить фактор, провоцирующий обострение, но никак не само заболевание.

Применяются так называемые большие и малые критерии диагностики атопического дерматита. Диагноз может быть поставлен только в том случае, если у пациента удалось обнаружить три больших и не менее трех малых критериев.

Большие критерии диагностики

• Зуд, возникающий даже в тех случаях, когда на коже практически не видно поражения.
  • Локализация кожной сыпи в типичных для данного заболевания местах: лицо, подмышечные ямки, подколенные ямки, волосистая часть головы, паховая область, сгибательная поверхность локтей.
  • Наличие в семье родственников, у которых также ранее был установлен атопический дерматит.
  • Течение заболевания на протяжении длительного времени в виде чередующихся ремиссий и обострений.

Малые критерии диагностики

• Выявление в крови повышенного содержания иммуноглобулина Е.
  • Первое проявление заболевания в раннем детском возрасте (менее двух лет).
  • Наличие на ладонях и ступнях большого количества линий и складок (гиперлинеарность).
  • Белые пятна на коже лица или плечевого пояса.
  • Избыточное ороговение кожи на боковых поверхностях предплечий, локтях, плечах.
  • Сильное шелушение кожи в пораженной области.
  • Частое поражение кожных покровов инфекционными заболеваниями стафилококковой и стрептококковой, грибковой или герпетической природы.
  • Раздражение кожи на руках и ногах.
  • После легкого проведения по коже острым предметом появляется белая полоса (белый дермографизм).
  • Повышенное потоотделение, сопровождающееся зудом.
  • Наличие складок на передней поверхности шеи.
  • Кожа вокруг глаз имеет темную окраску («аллергическое сияние»).

Лечение атопического дерматита

Лечение атопического дерматита сильно отличается от терапии обычной аллергии, поскольку в организме пациента протекают совсем другие процессы. Если в результате аллергической реакции в кровь выбрасываются медиаторы воспаления и проявляется их действие, то у атопиков формируется целый клеточный инфильтрат. Активированные клетки накапливаются в одной области и начинают выбрасывать медиаторы воспаления, цитокины и иммуноглобулины.

Даже если убрать аллерген и прекратить контакт организма с ним, то воспаление не проходит, поскольку патологический очаг способен поддерживать себя самостоятельно (клетки продуцируют биологически активные вещества в больших количествах). Поэтому всем пациентам проводится серьезная противовоспалительная терапия, которая не ограничивается недельным курсом, а может продолжаться месяцами, пока не будет достигнута полная ремиссия.

Цели проводимого лечения

• Устранить проявления кожного зуда и воспалительные изменения кожных покровов.
  • Восстановить нормальную структуру кожи пациента.
  • Предотвратить развитие серьезных осложнений и сохранить высокое качество жизни пациента.
  • Лечение сопутствующей патологии, которая способна отягощать течение атопического дерматита.