Аллергия на укусы насекомых (инсектная аллергия) - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Аллергия на укусы насекомых (инсектная аллергия)

Если существует какая-либо форма аллергии, знакомая практически каждому человеку, то это аллергия на укусы насекомых. Казалось бы, что может быть неизвестного или тем более опасного в этом состоянии?

Но на самом деле самые привычные вещи – не всегда самые безопасные.

Нередко у человека имеется наследственная предрасположенность к аллергии. Неблагоприятная экологическая ситуация, постоянно растущая изолированность человека (особенно ребенка) от природы, а также некоторые заболевания усиливают эту обостренную чувствительность к различным веществам, увеличивая тем самым вероятность возникновения выраженной аллергической реакции на укус практически любого насекомого.

В 7% случаев это пчелы, несколько реже — осы, шершни, шмели и тропические муравьи. Значительно реже организм тяжело реагирует на укусы комаров, мошек, блох, клопов и других не жалящих насекомых.

На фото показан пример сильно выраженной аллергической реакции на укус шершня.

Проявления аллергии на укус насекомых

Аллергическая реакция на укус насекомого, или инсектная аллергия, свойственна практически всем людям. Но далеко не все после укуса насекомого сталкиваются с необходимостью стационарного лечения аллергии, приема медикаментов и тем более принятия срочных мер, от которых зависит здоровье и даже жизнь больного. Это объясняется тем, что реакция на укус насекомого различается по трем типам: нормальная, локальная, аллергическая.

Нормальная реакция характеризуется незначительной и быстропроходящей болью, жжением или зудом в месте укуса. Место укуса выглядит как небольшая покрасневшая припухлость.

Локальная реакция выражается припухлостью большего участка кожи. В некоторых случаях припухлость может распространиться, например, на всю руку, хотя укус насекомого произошел в ладонь. Такой тип реакции можно отнести к нормальной – при видимой тяжести реакции она не опасна и проходит без лечения в течение нескольких часов.

Аллергическая реакция может быть умеренной и острой.

Умеренная реакция выражена следующими симптомами:

• ощутимая боль в месте укуса;
  • на месте укуса развиваются покраснение и припухлость, при прикосновении можно ощутить, что эта область значительно горячее, чем кожа на других участках;
  • зуд;
  • мелкая сыпь по периметру отека.

Острая реакция развивается очень быстро – в течение 5-20 минут после укуса:

• затрудненное глотание;
  • тяжелое дыхание с одышкой;
  • крапивница, распространяющаяся по всему телу;
  • отеки лица, шеи, губ;
  • повышенная нервная возбудимость, беспокойство, тревога;
  • резкий прилив крови к лицу с последующей бледностью;
  • испарина на лбу, висках;
  • учащенный и/или беспорядочный пульс.
  • В случае возникновения острой аллергической реакции необходимо вызвать неотложную скорую помощь и приступить к оказанию первой доврачебной помощи.

Лечение инсектной аллергии

Если аллергия после укуса насекомого проявилась впервые, врач назначит консультацию аллерголога, который проведет необходимые тесты. Подобное обследование необходимо для того, чтобы исключить гиперчувствительность к другим веществам, что бывает нередко при аллергии на насекомых. На основании результатов обследования вам будет присвоен аллергический статус и назначено соответствующее лечение.

Осложнения после укуса насекомого

Первые два типа реакций – нормальный ответ иммунной системы на токсины, проникающие в кровеносное русло при укусе, и не нуждаются в специальном лечении, если со временем они не проявляют себя более тяжелыми симптомами. Локальные реакции могут потребовать консультации и обследования у аллерголога, если с каждым последующим укусом насекомого опухоль становится более выраженной.

Но аллергическая реакция – как умеренная, так и острая – может стать причиной более тяжелых состояний, которые требуют квалифицированной помощи.

Острая форма аллергии на укус насекомого может стать причиной отека Квинке, критического снижения артериального давления, нарушения сердечного ритма – состояний, которые без правильного и своевременного оказания помощи могут привести к тяжелым последствиям.

Первая помощь при укусе насекомого

Если у вас или у ваших близких наблюдается аллергия на укус насекомых, следует знать, как правильно оказать помощь при развитии острой аллергической реакции. Особенно опасны укусы насекомых в область лица, шеи, головы, губ – в таких случаях острая аллергическая реакция может развиться в течение 1-3 минут и привести к критическому состоянию.

Следующая последовательность действий позволит не допустить ухудшения состояния больного и дождаться квалифицированной помощи.

Вызовите неотложную скорую помощь.

Если после укуса в ранке осталось жало, аккуратно удалите его. Вытаскивать жало следует очень осторожно, чтобы не повредить мешочек с ядом, который находится на кончике жала.

Приложите на место укуса пакет со льдом, намоченную в холодной воде ткань, чтобы замедлить всасывание аллергена. Если под рукой нет льда и воды, а насекомое укусило в руку или ногу – брючным ремнем, галстуком или другой подобной вещью перетяните конечность на 10-15 см выше места укуса.

Уложите больного так, чтобы голова и плечи оставались в приподнятом положении.

Если у человека увеличиваются отеки шеи, овал лица выглядит «оплывшим» и у больного невнятная речь, категорически запрещено давать ему пить жидкости или заставлять принять таблетку: эти симптомы свидетельствуют об отеках, перешедших на слизистые оболочки трахеи и пищевода, и попытка проглотить таблетку или воду может вызвать удушье.