Пищевая аллергия - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Пищевая аллергия

Пищевая аллергия характеризуется повышенной чувствительностью организма к пищевым продуктам и развитием признаков непереносимости пищи, вызванных реакцией иммунной системы.

Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте. Среди людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы распространенность аллергии к продуктам питания выше, чем среди лиц, не страдающих этими заболеваниям.

Среди реакций непереносимости пищевых продуктов можно выделить реакции на пищу, имеющие токсический и нетоксический характер.

Токсические реакции развиваются после употребления пищевых продуктов, содержащих в виде примесей токсические вещества. Проявления этих реакций и степень их тяжести зависят от дозы и химических свойств токсических соединений, а не от вида пищевого продукта.

Среди нетоксических реакций на пищу выделяют два основных вида непереносимости, различающихся механизмами развития:

1. реакции на пищевые продукты, обусловленные нарушениями в системе иммунитета (пищевая аллергия),
  2. реакции не иммунологического характера (пищевая непереносимость).

Пищевая непереносимость может развиваться при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы, эндокринной патологии, врожденных и приобретенных ферментопатиях и других заболеваниях, не связанных с нарушениями в системе иммунитета.

Как показали исследования, примерно у половины больных, страдающих пищевой аллергией, имеется отягощенный семейный или собственный аллергологический анамнез.

Проявления пищевой аллергии

Проявления пищевой аллергии разнообразны по форме, локализации, степени тяжести и прогноза. Наиболее ранним и типичным проявлением истинной пищевой аллергии является развитие ротового аллергического синдрома. Он характеризуется появлением зуда в полости рта, онемением и/или чувством «распирания» языка, твердого и/или мягкого неба, отечностью слизистой полости рта после употребления виновного пищевого аллергена.

К наиболее частым желудочно-кишечным проявлениям заболевания относятся:

• рвота
  • колики
  • потеря аппетита
  • запоры
  • диарея
  • аллергический энтероколит.

Диагностика пищевой аллергии

Диагноз пищевой аллергии во всех вышеуказанных случаях устанавливается на основании осмотра и опроса больного, а также результатов специфического аллергологического обследования с пищевыми аллергенами, и при полном исчезновении проявлений пищевой аллергии после назначения элиминационной (то есть не содержащей аллергенов) диеты.

Нередко под маской пищевой аллергии скрываются заболевания желудочно-кишечного тракта или приобретенные ферментопатии, глистные инвазии, психические заболевания и др.

Цитологическое исследование мазков (отпечатков) со слизистых (полость носа, конъюнктивы, мокрота и др.) представляет собой доступный тест, позволяющий косвенно уточнить природу реакции (аллергическую, инфекционную или другую).

Кожные тесты с пищевыми аллергенами следует обязательно включать в план обследования больных с пищевой аллергией.

Провокационные тесты относят к наиболее достоверным методам диагностики аллергии.

Лечение пищевой аллергии

Основными принципами лечения пищевой аллергии являются комплексный подход и этапность в проведении терапии, направленные как на устранение признаков аллергии, так и на профилактику обострений. Важнейшее значение имеет назначение адекватного рационального питания, соответствующего по объему и соотношению пищевых ингредиентов возрасту больного, его весу, сопутствующим соматическим заболеваниям и другим факторам.

При истинной пищевой аллергии, как и при любом другом аллергическом заболевании, применяются специфические и неспецифические методы лечения. Неспецифические методы лечения направлены на устранение признаков развившегося заболевания и на профилактику обострений.

При острых распространенных проявлениях пищевой аллергии антигистаминные препараты I поколения (тавегил, супрастин) вводят через рот в виде таблеток.

Диета требует исключения из рациона не только конкретного пищевого продукта, ответственного за развитие пищевой аллергии, но и любых других, в состав которых он входит, даже в следовых количествах.