Бронхит - МЦ Биосс, медицинский центр клиника БИОСС: 1 мин - метро Беговая, 10 мин - метро Полежаевская

Бронхит

Главный симптом бронхита сильный кашель. Кашель может быть сухим (без отхождения мокроты) или влажным (с отхождением мокроты). Отхождение мокроты, особенно с зеленым оттенком – надежный критерий бактериального воспаления. Ниже в статье вы найдете причины заболевания; врачей, которые его лечат; необходимые лечебные процедуры для лечения; а также общую информацию о заболевании его локализации, особенностях диагностики заболеваний и лечения их. Тем не менее, советуем проконсультироваться с врачом, ибо самолечение в 90% чревато переходом болезни в хроническую стадию с крайне неприятными осложнениями

Бронхит. Общая информация

Бронхит – это инфекционное заболевание, сопровождающееся диффузным воспалением бронхов. Главный симптом заболевания – кашель.

Если заболевание длится менее трех недель, говорят об остром бронхите. Если симптомы бронхита проявляются не менее трех месяцев в течение года на протяжении двух лет и более можно смело ставить диагноз хронического бронхита.

Если возникновение заболевания сопровождается одышкой, то говорят об обструктивном бронхите.

В нашей клинике работают лучшие врачи в Москве, имеющие большой опыт в лечении БРОНХИТА

КОГДА СТОИТ ЗАБИТЬ ТРЕВОГУ, ПЕРВЫЕ СИМПТОМЫ БРОНХИТА

Главный симптом бронхита – кашель. Кашель может быть сухим (без отхождения мокроты) или влажным (с отхождением мокроты). Отхождение мокроты, особенно с зеленым оттенком – надежный критерий бактериального воспаления. Сухой кашель может наблюдаться при вирусной или атипичной инфекции. Чаще всего отмечается эволюция кашля от сухого к влажному. При остром заболевании кашель приступообразный. при этом кашлевые приступы могут быть настолько выраженными, что сопровождаются головной болью.

• Симптомы острого бронхита

Острый бронхит сопровождается подъемом температуры до 38-39 градусов, ознобом, повышенной потливостью. Отмечается общая слабость, быстрая утомляемость и значительное снижение работоспособности. Выраженность симптомов может колебаться от умеренных до очень выраженных.При обследовании пациента обращают на себя рассеянные хрипы, выслушиваемые при аускультации и жесткое дыхание. При средней степени тяжести или тяжелом течении заболевания больного начинают мучить одышка и боли в грудной клетке.

Средняя длительность острого бронхита составляют 10-14 дней. Обострение хронического бронхита, особенно при отсутствии адекватного лечения может длиться неделями.

• Симптомы хронического бронхита

При хроническом бронхите кашель с отхождением скудной мокроты, одышка при физической нагрузке могут быть постоянными симптомами, сопровождающими пациента на протяжении жизни. В этом случае об обострении бронхита говорят, если отмечается значительное усиление вышеуказанных симптомов: усиление кашля, увеличение объема отделяемой мокроты, усиление одышки, появление температуры и т.д.

БРОНХИТ У ДЕТЕЙ

У детей бронхит имеет те же симптомы, что и у взрослых. Основный симптом бронхита у ребенка – кашель. Симптомы интоксикации при бронхите у детей обычно очень выражены. По возможности стоит воздержаться от чрезмерного использования антибактериальных средств.

При появлении у ребенка одышки необходимо всегда проводить дифференциальную диагностику с бронхиальной астмой. Три-четыре эпизода обструктивного бронхита за год – четкое показание к консультации аллерголога и проведению аллерго-диагностики.

При лечение бронхита у детей предпочтение следует отдавать ингаляционной терапии. Детям проводят ингаляции с минеральной водой, отхаркивающими (лазолван, флуимуцил) и бронхорасширяющими (беродуал, атровент) препаратами. При необходимости для ингаляций можно использовать антибактериальные средства (тобрамицин раствор, диоксидин 0,5% раствор, фурацилин 0,02% раствор). Данный способ лечения позволяет эффективно бороться с симптомами и причиной бронхита и обладает минимумом побочных эффектов.

БРОНХИТ У БЕРЕМЕННЫХ

В лечении бронхита у беременных делают акцент на ингаляционную терапию. в лечении есть целый ряд особенностей, так как многие препараты запрещены к использованию в этот период жизни из-за их потенциального негативного влияния на плод. Например, запрещены к использованию производные тетрациклина, стрептомицин, левомицетин. С осторожностью применяют эуфиллин. Из разрешенных антибактериальных препаратов хочется отметить вильпрафен. Препарат с высоким профилем безопасности и достаточной антибактериальной активностью.

ОСЛОЖНЕНИЯ БРОНХИТА
ИЛИ ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЕГО НЕ ЛЕЧИТЬ ИЛИ ЛЕЧИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Бронхит может осложнится пневмонией, развитием бронхоэктазов.Хронический бронхит при отсутствии соответствующего лечения может привести к дыхательной или сердечной недостаточности.

ДИАГНОСТИКА БРОНХИТА

Какие анализы придется сдавать при подозрении на бронхит?

• В любом случае при симптомах бронхита придется сдавать анализ крови клинический.
  • Обязательным является сдача анализа мокроты (если она, конечно, есть) на микроскопию с окраской мазка по Грамму.

Проводят цитологическое обследование мокроты с обязательным подсчетом клеточных элементов. При затянувшемся заболевании, хроническом или часто рецидивирующем бронхите стоит сделать посев мокроты на микрофлору с обязательным определением чувствительности к антибиотикам.

• Также делают мазок из зева на микрофлору и грибы.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИТА

Лечение острого простого бронхита в лихорадочный период включает:

• постельный режим;
  • обильное питье (при недостаточном питьевом режиме мокрота становится более густой и трудно отделяемой при кашле);
  • назначение жаропонижающих и противовоспалительных средств;
  • противокашлевая терапия.

Наиболее сложным остается вопрос о назначении и выборе и обоснованности антибактериальной терапии.

Так как большое значение в возникновении острого бронхита имеют вирусы, то применять антибиотики в этом случае нет необходимости. Необоснованно широкое применение антибиотиков в настоящее время приводит к развитию дисбактериоза, аллергических реакций, формирует устойчивость микроорганизмов к антибиотику.

При лечении бронхита антибиотики подбираются эмпирически (т.е. практически наугад, зная какой возбудитель чаще всего вызывает острый бронхит в данной возрастной группе).

ПРОФИЛАКТИКА БРОНХИТА

1) Приём иммуноукрепляющих препаратов в сезон возможного обострения (осень-зима). Данный способ наиболее подходит для пациентов с хроническим бронхитом или с частыми обострениями острого бронхита.

Хороший эффект в этом отношении показали препараты бронхомунал, рибомунил, ИРС-19 и т.д. Схемы и дозировки определяются врачом.

К вариантам неспецифической иммунокоррекции можно отнести также регулярный приём поливитаминных комплексов.

2) Вакцинация пациентов.

Учитывая высокую распространенность пневмококковой инфекции и её огромный вклад в возникновение данного заболевания большинство специалистов рекомендуют пациентам из группы риска прививаться вакциной ПНЕВО-23, обеспечивающей иммунную защиту именно от данного вида возбудителя. Эффекта от вакцинации хватает на 5 лет.

Также принимая во внимание тот факт, что именно вирусные инфекции чаще всего являются пусковым фактором развития бронхита, рекомендуется ежегодная вакцинация людей, относящихся к группе от вируса гриппа.

Кого же можно отнести к группе риска? В первую очередь это люди старше 50 лет, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями внутренних органов (сердца, легких, почек и т.д.). Традиционно прививают женщин, планирующих беременность и лиц, профессиональная деятельность которых связана с общением с людьми (медицинские работники, учителя, продавцы и т.д.). Обязательна вакцинация людям, длительно получающим противосвёртывающие препараты (ацетилсалициловую кислоту, варфарин и т.д.).

3) Соблюдение основных правил личной гигиены, например, частое мытьё рук, использование одноразовых носовых платков – достаточно простой способ профилактики инфекционных заболеваний.